Откуда в древнем Риме ананасы, если их завезли из Америки в 16-м веке?
Древние римляне не знали о существовании ананасов, поскольку они произрастают в Новом свете. Однако на мозаиках в городе Помпеи были найдены изображения, очень похожие на эти плоды. Это дало повод адептам так называемой «Новой хронологии» и прочих подобных теорий критиковать официальную датировку событий древнеримской истории. В чём же здесь дело, каким образом артефакт из Америки оказался на столе у римских патрициев?
Сразу можно сказать, что ананасов древние римляне не ели и даже о самом их существовании не знали. Однако вот изображение из Дома Эфеба в городе Помпеи. В вазе среди фруктов действительно можно видеть нечто похожее на ананас. Настолько похожее, что в середине двадцатого века некоторые итальянские исследователи поверили, что это и есть ананас. Однако эти плоды не упоминаются ни в одном письменном источнике. Древнеримские писатели и историки, оставившие нам подробнейшие описания пиров разных гурманов вроде знаменитого Лукулла, ни о чём подобном не написали. И археологи не нашли при раскопках никаких следов ананасов в Древнем Риме.
При этом художник, украсивший стену дома в Помпеях этим натюрмортом, явно рисовал нечто очень знакомое и ему, и хозяевам дома. Ведь «ананас» на мозаике расположен на блюде среди прочих фруктов, ему не выделено почётное место как чему-то экзотическому и уникальному. Если присмотреться, то этот «ананас» выглядит очень мелким, не больше лежащих рядом граната и яблока. Что неудивительно, ведь на самом деле это вообще не ананас, а хорошо знакомая в античное время шишка итальянской сосны пинии. Древние римляне любили орехи этой сосны за их вкус. А помимо этого, эти орехи считались афродизиаком. В Ватикане до сих пор сохранилось отлитая ещё в I в. н.э. четырёхметровая бронзовая скульптура этой шишки.
Но ведь у шишек нет типичного для ананаса зелёного «хвоста», ясно видного на мозаичном натюрморте? Эта загадка тоже легко разрешима — на изображении шишки художник изобразил вполне обычные остатки хвои, которые и в самом деле очень похожи на «хвост» ананаса.
Ещё одно древнее изображение «ананаса» можно увидеть на барельефе храма Баала в Пальмире. Там показаны два алтаря с лежащими на них фруктами, некоторые из них смахивают на ананасы. Только очень мелкие, размером с лежащие рядом плоды граната. Точно так же, как и в случае с изображением из Помпей, на этом барельефе изображены шишки. Но уже другого дерева — ливанского кедра. Это дерево очень почиталось на древнем Востоке, его плоды в самом деле приносились в жертву богам.
Следует упомянуть и иные археологические артефакты, относящиеся к Древнему Риму, на которых иногда видят ананасы. Например, статуэтка римского периода, хранящаяся в музее города Женева. Мальчик держит в руке нечто, очень похожее на плод ананаса. И при этом явно слишком крупное для шишки. Это действительно не шишка, но и ананасом этот предмет не является. На самом деле это один из ранних сортов брюссельской капусты, кочан которой и держит в руке древнеримский мальчик.
Наконец, в Помпеях сохранилась фреска с изображением покупателя в древнеримской лавке, который берёт у продавца нечто крупное жёлтое и чешуйчатое, с типичным для ананаса «хвостом» сзади. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это самая обычная хлебная лепёшка. Точно такие же лепёшки с тем же узором (римляне пекли круглый хлеб с выдавленными «дольками», чтобы его легче было разламывать) лежат стопкой на прилавке рядом с покупателем. А «хвост» на самом деле — рука продавца, который протягивает этот хлеб покупателю.
Увы, ананасов в Древнем Риме не было. Разумеется, реальном Риме, а не выдуманном, где у римлян может быть всё что угодно.
Например, в сериале режиссёра Бортко «Мастер и Маргарита» на столе у Понтия Пилата декораторы поместили в том числе и ананас.