|

«Фестиваль кошек» во Фландрии: жестокость средневековья и гуманизм современности


В течении последних шестидесяти лет в бельгийском городе Ипр проходит фестиваль Kattenstoet (Каттенстут), или «Фестиваль кошек», который привлекает посетителей со всей Европы. Фестиваль кошек проводится один раз в три года и в нем принимают участие люди в масках и с изображениями кошек, талисманы кошек, духовые оркестры, громадные «кошачьи» машины и просто веселящаяся публика. Участники фестиваля одеваются как кошки, ведьмы или мыши и гуляют по городу, чтобы зажечь атмосферой веселья как можно больше зрителей. Хотя сейчас это мероприятие сопровождается смехом и танцами, его истоки намного мрачнее.

Инсценировка сожжения кошек на фестивале Каттенстут

В средние века люди, мягко говоря, не отличались доброжелательным отношением к животным и, в частности, к кошкам. В то время во многих западноевропейских городах проводились ритуальные кошачьи казни, когда на огромных кострах сжигались клетки вместе с десятками кошек. Считалось, что кошки являются воплощением злых духов и самого дьявола. Поэтому, когда бедные животные завывали от боли, толпа вовсю веселилась. После того, как от животных оставались лишь обугленные останки, люди собирали горсти пепла и приносили домой – это считалось своеобразным талисманом на удачу.

Каттенстут в 1958 году

В Ипре была своя история по отношению к кошкам. В то время Ипр, как и многие города во Фландрии, славился продукцией легкой промышленности. Шерсть импортировали из Англии и затем высококвалифицированные мастера создавали из нее прекрасные одежды. Как сырье, так и готовые изделия хранились в Тканом Зале, одном из крупнейших коммерческих зданий того времени. Но ткань привлекала мышей, которые ее с удовольствием грызли и заодно распространяли заразу.

Миннеке Пус, один из персонажей фестиваля

Чтобы уменьшить популяцию мышей, торговцы Ипра стали разводить естественного хищника — кошку. Но кошки тоже размножаются, и вскоре их стало настолько много, что властям нужно было предпринимать шаги по сокращению их количества. Тогда началось убийство кошек — горожанам очень нравилось бросать их с колокольни местной церкви. Даже когда массовые убийства закончились, всегда находилось пара кошек, которых так приятно было вышвырнуть из окна. Со временем подобные убийства стали обязательным ритуалом, проходившем в «кошачью» среду, на второй неделе Великого поста.

Варварская практика продолжалась до 1817 года, когда произошло последнее кошачье убийство. Последняя кошка, по свидетельствам того времени, выжила и убежала настолько быстро, что ее даже не смогли поймать. С тех пор и до Первой мировой войны «кошачья» среда отмечалась просто колокольным звоном.

В 1938 году группа мальчиков, которые прислуживали в церкви, организовала своеобразный кошачий парад — она прошли по улицам города с игрушечными кошками в руках. Когда мальчики добрались до церкви, один из них взобрался на колокольню и сбросил оттуда игрушечную кошку.

«Фестиваль кошек» оставался местным фестивалем до 1950-х годов, когда такого рода мероприятия стали новым трендом по всей Западной Фландрии. Во второе воскресенье Великого поста в 1955 году был организован первый большой парад с участием 1500 человек, одетых в роскошные тематичные костюмы. С тех пор каждые три года город празднует «Фестиваль кошек».

Читайте также о фестивале Burning Man, о костюмах фестиваля San Diego Comic-Con и о том, как швейцарские школьники празднуют Мейнзуг.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *